13 февр. 2009 г.

Ненормальная нормальность

Вчера, вернувшись с круглого стола в МГУ, раздосадованная Ольга задела меня «за живое»!
Круглый стол был посвящен вопросам развития волонтерства, как образовательного ресурса для молодежи или что-то в этом роде. По мере того, как Оля рассказывала о результатах сего собрания, во мне все закипало! Очевидно, что волонтерство в нашей стране – не нормальная практика, воспитывающая гражданскую позицию и социальную ответственность личности, начиная со школы и закрепляясь в университете, а исключительно активная позиция единиц. Я имею в виду, что школы и университеты не предоставляют своим студентам информации и возможностей реализации собственного потенциала через участие в волонтерских программах. И мало того, не предоставляют, мягко говоря, не поощряют! Меня до сих пор охватывает чувство «справедливого гнева», когда я вижу четверку по трудовому праву в своем дипломе – как наказание за свою чрезмерную активность! У меня такое ощущение, что если бы на нашей кафедре висела «доска позора», то моя фамилия обязательно в ней числилась! Хотя, многие мои друзья – активисты часто висели в списках на отчисление, которые были инструментом возвращения в «правильные» рамки! Ну, в общем, я желаю удачи преподавателям, которые считают, что студент имеет одну единственную обязанность (оно же и право) – учиться (по согласованию с деканатом разрешается еще ходить на футбольную секцию)!
Почему так происходит? Здесь много причин, в числе которых и «советская» система образования, и закрытость некоммерческого сектора, и неумение нкошников работать с ключевыми стейкхолдерами, и стереотипность нашего общества …
Получается, что участие в волонтерских и социальных программах – это исключительно активность одного отдельного человека: захотел, нашел как, пришел, сделал! Именно, так когда-то я и мои друзья пришли в AIESEC, поехали волонтерами в другие страны или работают сейчас в некоммерческих организациях. Хотя, стоит отметить, что тот же AIESEC неплохо работает с университетами, понимая, что студенты – основная целевая аудитория организации.
Студенческое волонтерство – это не только образовательный инструмент, это, прежде всего, возможность понять себя и свои скрытые ресурсы, это развитие личности, воспитание гражданских и просто человеческих ценностей! Однако, этот инструмент используют только единицы. И меня бесконечно бесит и выводит из себя замкнутость нашей системы воспитания и образования, где нет место творчеству и человечности. При этом я не имею в виду, что волонтерство должно быть абсолютно массовым. Конечно, нет! Всегда будут аморфные массы без мнения, позиции, без интереса к жизни, в конце концов. Я говорю о том, что социальная активность должна восприниматься как норма, а не встречаться искренним убеждением окружающих в странности человека: «Никак не могу понять, зачем тебе все это надо?»

P.S. О людях, которые «out of the box» в следующих постах.

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

не ухватил, тут какой-то неотвеченный вопрос или просто праведный гнев?

Elena комментирует...

Если тут и есть вопрос, то только риторический - Что делать или как дальше жить? :)
Это скорее просто размышления!

Анонимный комментирует...

Ух как разошлась! :)
А читается хорошо!

Elena комментирует...

Ну, это никак нельзя назвать "разошлась" ;)
Это обострение чемоданного настроения ...
которое на этой неделе только ... усугубилось общением с некоторыми очень крупными некоммерческими организациями, которые в совершенстве освоили технологии западного фандрайзинга и чисто российского хамства и бизнес шантажа! Вряд ли с такими активистами третьего сектора наше общество скоро станет гражданским!
... замотивировалось общением с иностранцами ...

Sofya Orlosky комментирует...

Ленок, как интересно, мы сегодня об этом же разговаривали с активистами из Египта. У них то же самое, только еще хуже.
На самом деле мы все должны набраться терпения. Как бы ни хотелось, пока мы молоды, ничто не изменится. Перемена менталитета происходит на протяжение трех покалений, так что я даже не ожидаю никаких заметных изменений до годов так 2030х, когда наши дети вырастут.
Только когда наше поколение, осознавшее важность социальной активности, предпринимательства и прочих ценностей гражданского общества, столь живо тобой описанные, займет лидирующие позиции в государстве - только тогда мы сможем говорить о системных переменах.