24 авг. 2009 г.

Личная карта стейкхолдеров

Слово "стейкхолдеры" давно стало привычным и частоупотребляемым в бизнес среде. И уже никто не переспрашивает и не удивляется, когда, прежде чем говорить о корпоративной ответственности, предлагается построить "карту стейкхолдеров".
Безусловно, есть некая очевидность в том, чтобы рассматривать стейкхолдеров с точки зрения интересов компании.
А вот Борис Щербаков генеральный директор Oracle в России и СНГ предлагает обратить внимание на наших личных стейкхолдеров.

Стейкхолдеры

Когда я был маленьким, я думал, что стейкхолдерами называют тех, у кого можно получить зажаренный стейк, то есть кого-то вроде мясных дел мастеров, но оказалось, что стейкхолдеры к мясу отношения не имеют, зато имеют непосредственное отношение к вашей судьбе, если речь идет о карьере, или к эффективности деятельности менеджмента компании, если речь идет о бизнесе. Стейкхолдер имеет свой интерес (в вашей карьере, в бизнесе компании, в каком-то еще деле) и, более того, возможность влиять на процесс — и этим он вам интересен и поэтому критически важен, если вы хотите достичь своей цели. Заставить его, стейкхолдера, помочь вам в построении карьеры — задача нетривиальная, если еще учесть, что стейкхолдеров много и все они люди, у всех свои предпочтения, «тараканы в голове» да и интересы у всех разные, иногда диаметрально противоположные, что бы они ни декларировали. Сотрудники (мощная группа стейкхолдеров!) явно не заинтересованы в усилении вашего контроля за ними, в повышении планов. А акционеры компании как раз сильно и в том и в другом заинтересованы, ибо хотят с уверенностью видеть будущее бизнеса хотя бы в обозримой перспективе. Клиенты компании, конкуренты в конце концов, непосредственный руководитель, чиновник, курирующий отрасль... да мало ли людей, от влияния которых зависит ваша карьера. Проблема не в том, чтобы очертить их круг, это упражнение не занимает много времени. Проблема в том, чтобы найти правильный подход, свой «маневр» в отношении каждой группы лиц или каждого стейкхолдера индивидуально и методично, сознательно выстраивать взаимоотношения с ним (с ней), добиваясь и благорасположения, и верных решений, и поддержки.

На пути карьерного роста интриг довольно, люди подвержены всем человеческим слабостям, да и всем порокам: зависти, алчности, гневу, гордости, далее по списку. Принципиально важно отделить на самом первом этапе зерна от плевел, поставить себе четкие барьеры: что вы никогда не сделаете для достижения карьерного роста, какие принципы не нарушите ни при каких обстоятельствах, и — смело в бой. Со всем остальным придется мириться, маневрировать между Сциллой и Харибдой стейкхолдеров, учитывать множественные личностные девиации от вашего стандарта, понятных и принимаемых вами норм — люди, к сожалению или к счастью, ох какие разные, и — о ужас! — вы далеко не всем из них нравитесь, и далеко не все они хотят вам помочь в карьерном росте! С этим придется смириться.

Альтернативный сценарий («Да все дураки просто, они меня не понимают») — это верный путь к вылету из обоймы и, как считают многие (я не считаю!), самая прямая дорога к собственному бизнесу, где вам не придется с «дураками» считаться. Категорически не согласен с последним мнением — придется и еще как. Даже при собственном деле «внешние» стейкхолдеры никуда не денутся, и влиять на них вы сможете весьма опосредствованно, приказывать им не сможете, так где тут какая-то особая свобода? В общем, куда ни кинь, везде клин. Я считаю, что карьера стоит того, чтобы научиться управлять (если это возможно вообще) стейкхолдерами, не поступаясь принципами, действуя сообразно вашим индивидуальным понятиям свободы, и желательно еще и получая удовольствие от трудовой деятельности.

По материалам Harvard Business Review Россия

Комментариев нет: